Көмеш кыңгырау

Развиваем креативность у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для проявления творческих возможностей, развития креативности ребенка.

По мнению педагогов, психологов, основы личности закладываются в возрасте до трех лет. Главная цель дошкольного образования - ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физиологическому здоровью, стимулировать сохранять индивидуальность. Дошкольный возраст принято считать наиболее благоприятным периодом для яркого самовыражения, проявления творческих возможностей, развития креативности ребенка, которое во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Определенного рассматриваемое нами понятие «креативность» тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию у них творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее ползание и хождение раннее плавание, гимнастика. Затем раннее знания букв, ранее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих и креативных способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается, своих возможностей и постепенно поднимает все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения.

Четвертое условие заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития креативных способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.

К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Неслучайно сейчас так популярны детские студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо, не вызывает сомнений.

Развивать креативность ребенка можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. Но на этом этапе очень важно научить

ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д.

Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.

В четыре-пять лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать, как и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играют в одни и те же «дочки-матери» или войну, педагог должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты, принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным, О.М. Дьяченко, Н.Е. Вераксой.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать педагоги для развития воображения детей. Среди них: сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Можно сделать вывод, что креативность, в отличие, например, от интеллекта, в большей мере зависит от средовых, чем от генотипических факторов. Педагогу необходимо помнить о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности. Это подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ему людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Из вышесказанного можно видеть, почему так важно помогать малышу с раннего возраста проявлять и развивать свои творческие способности.

Воспитатель Давлетшина Римма Айратовна МАДОУ «Детский сад комбинированного типа № 106 «Забава»


Использованная литература

1. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: Издательство Буковского, 1994. – 60 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 429 с.

3. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса. – М.: Знание, 1994. – 157 с.

4. Нестеренко А.А. Страна сказок / А.А. Нестеренко. – Ростов-на-Дону: Издательство Российского Университета, 1992. – 232 с.

5. Никитин Б. Мы, наши дети и внуки / Б. Никитин, Л. Никитина. – М.: Молодая гвардия, 1989. – 438 с.

6. Никитин Б. Развивающие игры / Б. Никитин. – М.: Знание, 1994. – 203 с.

7. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 1993. – № 2. – С. 18-25

Иң мөһим һәм кызыклы язмаларны Татмедиа Telegram-каналында укыгыз


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: