Көмеш кыңгырау

Республика балалар һәм яшүсмерләр газетасы

16+
2024 - Гаилә елы
Тәрбияче почмагы

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей

Статья на тему «Роль пальчиковых игр использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в
развитии речи детей младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе. Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащает их, способствует их развитию.

По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в слова, предложения и фразы. На их базе формируется связная осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление. Процесс перевода мысли в слово идет в обратном порядке.

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается.

Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Я поставила перед собой цель: формировать и развивать речь дошкольников с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры). Потому что чем больше внимания я буду уделять кистям (поглаживание и разминание пальчиков, загибание и разгибание их), тем активнее у них развиваются мозг и речь. Если речь ребенка развивается нормально, все равно нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.

Занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие
ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые
истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» — первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколение в поколение не случайно — в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной интеграции.

Вывод: Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.
Используют пальчиковый театр в свободное от занятий время. Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста. Я выбрала именно это направление не случайно, т.к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В нашей группе мы создали театр разных видов: Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

- театр из картона (на столе). Картинки-персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки. 
- театр из картона (на столе). Картинки-персонажи передвигают в соответствии с содержанием читаемой сказки.
- пальчиковый театр.

Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, и научат ставить домашние мини — представления-театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу. Для показа такого театра нужно брать сценки предельно простые по содержанию. Этот театр поднимает интерес детей к игрушке, дает толчок для создания творческих игр.

– теневой театр. Увиденное и пережитое в театре расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступать в беседу, все это способствует развитию творческой личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Развивает: творчество, фантазию, мелкую моторику, мышление, память, речь.
Дети очень любят теневой театр и быстро начинают придумывать свои спектакли.
Используя театрализованные игры мы выполняем следующие задачи:
Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Обогащать словарь детей, активизировать его; Совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй; Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово; Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками. Вывод: театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить
четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения
(мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Воспитатель Мингазова Алсу Райфовна, детский сад «Забава»№106 город Набережные Челны.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Безнең телеграм каналга язылыгыз «Көмеш кыңгырау»


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев