"Ты или вы?"
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Халиуллина Люция Мударисовна МАДОУ «Детский сад №116 «Фиалка» г.Набережные Челны республика Татарстан. Часто набирая новую группу детей, возникает вопрос об этикете, не только детей, но и родителей. И сегодня хотелось поговорить именно об этом. Известно, что дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребёнком речи. Однако...
Составила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Халиуллина Люция Мударисовна
МАДОУ «Детский сад №116 «Фиалка»
г.Набережные Челны республика Татарстан.
Часто набирая новую группу детей, возникает вопрос об этикете, не только детей, но и родителей. И сегодня хотелось поговорить именно об этом.
Известно, что дошкольный возраст - период интенсивного овладения ребёнком речи. Однако одна немаловажная сторона речевого развития ребёнка - дошкольника не привлекает достаточного внимания родителей и семьи в целом. Это культура речевого поведения детей - речевой этикет.
Как, например, ребенку обратиться к взрослому. В каких случаях говорить "Вы", а в каких - "Ты"? Какие выражения употреблять, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость? Эти и многие другие элементы культуры речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь только тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.
Ребёнок усваивает речь так называемым " материнским способом", подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Вот что писал выдающийся педагог А.С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: "Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты,- всё это для ребёнка имеет большое значение".
Выражение "Доброе утро", "Спокойной ночи" являются неотъемлемыми составными речевого этикета ребёнка, как и слово "Здравствуйте", "До свидания", произносимые приветливо, с улыбкой. Ведь мимика и интонация имеют порой не меньший смысл, чем само содержание высказывания.
Неплохо приучать ребёнка здороваться при посещении почты, поликлиники или каких-то других учреждений, когда вы туда заходите с ним.
Приучите сынишку или дочку всякий раз, когда понадобиться вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Спрашивая разрешения, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. А вежливая форма почти гарантирует успех.
Речевой этикет предписывает внимательно слушать человека, который что- то говорит, не перебивать. Усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём- либо, не говорить с набитой пищей ртом. Всему этому также надо учить детей.
С четырёх лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему "Вы" и называть по имени отчеству (кроме родителей, бабушки, дедушки - самых близких родных).
Стоит задуматься и над тем, что в некоторых семьях "мамка", "папка" - обычное обращение. А в литературном отношении правильнее, если дети называют родителей "мама", "папа", не избегая, конечно, и ласкательных форм "мамочка", "папочка". А родителей своих родителей с точки зрения речевого этикета предпочтительнее называть" бабушка", "дедушка", чем "баба", "дед".
Речевой этикет тесно связан с характером человека. Освоение ребёнком правил речевого поведения способствует формированию положительных качеств личности. В старшем дошкольном возрасте ребёнок проявляют вежливость в своём речевом поведении вполне самостоятельно.
Когда ребёнку делаете замечание, постарайтесь выбрать тактичное выражение и не выговаривайте ему на людях лучше это сделать, оставшись наедине с ним.
Одним из эффективных средств воспитания речевого этикета является рассказывание ребёнку сказок, чтение доступных его пониманию произведений детской художественной литературы. Беседуя с ним о прочитанной книге, подчёркивайте особенности речевого поведения персонажей.
Освоение ребёнком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи, а также и языковое чутьё.
И в заключении, хотелось бы сказать, в семьях, где с уважением относятся ко всем членам семьи, уже автоматически такое отношение передается ко всем окружающим их людям. И соответственно это уважительное отношение от других «чужих» людей они заслуженно получают в ответ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Безнең телеграм каналга язылыгыз «Көмеш кыңгырау»
Нет комментариев