Көмеш кыңгырау

Республика балалар һәм яшүсмерләр газетасы

18+
2024 - Гаилә елы
Рус телендәге язмалар

Развитие эмоционального интеллекта у детей с синдромом дауна

Формирование эмоционального интеллекта у ребенка с синдромом Дауна является одним из важнейших условий становления его личности.

Формирование эмоционального интеллекта у ребенка с синдромом Дауна является одним из важнейших условий становления его личности, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоционального интеллекта также является предпосылкой успешному вхождению в социальную среду, интеграции, адаптации, повышению чувства защищенности, адекватной самооценке. Как показывают исследования, этому способствует ранняя коррекционная помощь в обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна, а также тесное взаимодействие семьи и специальных учреждений: реабилитационных центров, детских садов, школ [2]. 

Поэтому особую важность и актуальность приобретает изучение развития эмоционального интеллекта у детей с синдромом Дауна в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как именно в эти периоды идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства), поскольку они отличаются высокой сензитивностью и гибкостью всех психических процессов, а также глубоким интересом к сфере своего внутреннего мира. 

Важная роль эмоционального интеллекта в жизни, в процессе освоения социального опыта ребенка с синдромом Дауна, недостаточная разработанность проблемы развития эмоционального интеллекта у детей данной категории определяет актуальность нашего исследования.

В современной психологической науке осуществляется новая парадигма изучения развития психики человека — тесное взаимовлияние эмоционального и интеллектуального компонентов (В.В.Бойко, О.К.Тихомиров, В.К. Вилюнас,
Д.В. Люсин, К. Изард, Д. Гоулман, П.Саловей, Д. Майер и др.). Именно на этой основе развивается новое понятие «эмоциональный интеллект», как воплощение принципа развития активной познающей целостной личности. Основными компонентами эмоционального интеллекта выступают: восприятие эмоций, понимание эмоций, как своих, так и чужих; владение и контролирование эмоциональных переживаний как собственных, так и окружающего социума; самомотивация деятельности по познанию своего собственного внутреннего мира и по достижению определенных, заданных социумом целей.

Эмоциональный интеллект представляет собой эмоциональное познание личности самой себя и окружающего её социума (восприятие, понимание, осознание эмоциональных переживаний как своих собственных, так и окружающих) и успешного функционирования в этом социуме (контролирование и управления эмоциональными переживаниями, самомотивация деятельности) [3].

У детей с синдромом Дауна отмечается сохранность элементарных эмоций, не развито осознание эмоциональных переживаний, управление эмоциональными переживаниями, самомотивация деятельности при высокой дееспособности [1].

Сведения, имеющиеся в отечественной и зарубежной науке относительно лиц с синдромом Дауна, носят более развернутый информативный характер в области биологических (биогенетических) и клинических исследований, тогда как собственно психолого-педагогические работы носят обобщенный характер, они описывают лиц с синдромом Дауна как гомогенную группу с явными или «тяжелыми» проявлениями умственного недоразвития, что в целом не противоречит их реальному статусу, хоть и имеются исключительные случаи. Дети с синдромом Дауна отличаются положительной социальной конформностью, поэтому необходимо уделять большое внимание этим детям, развитию эмоционального интеллекта. 
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит формирование эмоционального интеллекта (восприятия человека человеком, восприятия самого себя). В своих работах О.К. Агавелян, И.В. Семенченко указывают на то, что аномальное развитие замедляет процессы самовосприятия и восприятие другого [1]. Нарушения в познавательной деятельности снижают общий уровень информативности и дальнейшего точного воспроизведения данных о себе и о другом человеке. 

Цель исследования: изучение уровня и особенностей развития эмоционального интеллекта у детей с синдромом Дауна, разработка и апробация психокоррекционной программы по развитию эмоционального интеллекта у детей данной категории.

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В исследовании использовались следующие экспериментальные методики: анкета для родителей и воспитателей «Эмоциональная ориентация детей» (Нгуен М.А.); проективная методика; «Опросный лист для родителей и воспитателей «Особенности эмоционального состояния ребёнка» (Н.Артюхина, А.М.Щетинина); методика Л.Ф.Фатиховой и А.А.Харисовой «Изучения способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний». Методики выбраны с учётом особенностей дизонтогенеза детей и являются наиболее приемлемыми для данной возрастной группы.

В результате проведенного исследования эмоционального интеллекта мы пришли к следующим выводам:

1.Эмоциональный интеллект у детей с синдромом Дауна характеризуется следующими особенностями: эмоциональная ориентация на себя; отсутствие контроля за своими эмоциями (саморегуляция); трудности в распознавании эмоциональных состояний; инертность и стереотипность эмоциональных проявлений, средний уровень распознавания эмоций.

2. У детей с синдромом Дауна наблюдается недоразвитие эмоционального интеллекта: когнитивный критерий недоразвит (отсутствует знание о людях, знание специальных правил поведения в социуме; присутствует социальная память — помнят имена людей и места, владеют навыками самообслуживания, социальная интуиция отсутствует, не умеют прогнозировать результат деятельности, а также характерна поверхностность, недифференцированность, монотонность, подражательность эмоций, отсутствует контроль за эмоциями, сохранность элементарных эмоций, не развито осознание эмоциональных переживаний, управление эмоциональными переживаниями, затруднена самомотивация деятельности при высокой дееспособности). Эти особенности детей с синдромом Дауна ведут к недоразвитости эмоционального интеллекта. Большая часть из них умеют сопереживать, «читать» эмоции. Установление эмоциональных связей с другими на уровне животных рефлексов. Регуляторный критерий эмоционального интеллекта недоразвит. Поведенческий критерий развит лучше, чем все остальные: легче адаптируются в новой обстановке, реагируют на эмоциональные переживания других людей, хоть и не всегда адекватно, но не умеют контролировать свои эмоции. 

Результаты констатирующего исследования указали на необходимость разработки программы направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей с синдромом Дауна.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта у детей с синдромом Дауна возникает необходимость проведения коррекционноразвивающей работы. 
Целью формирующего этапа коррекционно-развивающей работы, являлась разработка программы, направленной на развитие эмоционального интеллекта у детей с синдромом Дауна. 

Психокоррекционный процесс, направленный на развитие эмоционального интеллекта у детей с синдромом Дауна, предполагает разбивку занятия на 3 части и включает в себя: упражнения на развитие мимических движений; игры на определение и передачу эмоционального состояния человека при помощи жестов и мимики; игры по обучению выразительным движениям; этюды на развитие выразительности жеста; сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей; упражнения на развитие и коррекцию познавательной сферы психики; приёмы саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

Анализ результатов контрольного исследования детей с синдромом Дауна показывает, что особенности развития эмоционального интеллекта остались, но они поддаются коррекции. После проведения формирующего эксперимента отмечается динамика, которая проявляется в том, что дети анализируют эмоции окружающих, умеют дифференцировать более сложные эмоции (страх и грусть, радость и восторг и др.), реагируют на замечания более спокойно, осознанно используют эмоции, а не просто копируют их.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у детей с синдромом Дауна будет эффективным если: использовать в коррекционном процессе комплекс приёмов, направленных на развитие способности определять свои собственные эмоции и эмоции других людей, и активизировать процесс наблюдения детей с синдромом Дауна за своими собственными эмоциями и эмоциями других людей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №4 "Сандугач" общеразвивающего вида" Сармановского муниципального района Республики Татарстан, Гайфуллина Рамиля Амирзяновна.

Список литературы
1.    Агавелян, О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития / О.К. Агавелян. — Челябинск, 1999. — 356 с.
2.    Фатихова Л.Ф. Харисова А.А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Ф. Фатихова. А.А. Харисова. — Уфа, 2010. — 69 с.
3.    Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и примененияна практике / Робертс Р.Д. [и др.] // Психология. — 2004. — Т. 1. — № 4. — С. 3–26.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Безнең телеграм каналга язылыгыз «Көмеш кыңгырау»


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев