С чего начнется Родина, если букварь не на родном языке?
Раз в 4 года Министерство образования РТ проводит съезд учителей татарского языка и литературы.
Раз в 4 года Министерство образования РТ проводит съезд учителей татарского языка и литературы, получается, это мероприятие, дающие установку учителям и педагогам на ближайшую четырехлетку. Если на прошлом съезде доминировали московские спикеры, то в этот раз перед участниками выступили первые лица Татарстана. На пленарное заседание мероприятия прибыли руководители республики, значит, роль учителей снова понимается так, как и должно - как профессионала, воспитателя, проводника ребенка в большой мир, особенно в той геополитической ситуации, в которой мы все сейчас находимся. По разговорам в кулуарах, участникам съезда хотелось бы услышать приглашенных в этом году Ильдара Ирековича Гильмутдинова, Марата Готовича Ахметова, Василя Габтелгаязовича Шайхразиева, увидеть их дополнения к резолюции съезда, как руководителей крупнейших организаций и комиссий.
Национальный конгресс татар и тюркских народов не смог пройти мимо такого важного события, т.к. деятельность московской общественной организации всегда, еще со времен Штаба татар Москвы, тесно была связана с поиском новых форм и методов приобщения татар московского региона, особенно молодежи, к изучению родного языка. Акчурин Расим Сулейманович, который возглавляет координационный совет клуба ДЛ-16, первым делом спрашивал: Что сделали по школе? Да, действия есть, снимаются видео о школе, на темы любви к языку, истории, традициям, организуются мероприятия. Национальный конгресс татар планирует активизировать свою деятельность в школах. В Москве есть лишь одна школа с татарским этно-компонентом, в целом ситуация с национальными школами и детсадами оставляет желать лучшего. Единственным выходом в таких неблагоприятных обстоятельствах видится только в организации частных детских садов и школ. Если развить этот процесс, то со временем вырастет потребность в квалифицированных преподавателях татарского языка.
Необходима связка детский сад-школа-родители. Выстроенный контакт между педагогами воспитательно-образовательных учреждений и родителями мог бы благоприятно повлиять на выбор родителей в сторону изучения родного языка с самого нежного возраста, когда легче всего воспринимается и запоминается информация. Татарские учителя могли бы приходить в детсады, организовывать мероприятия. Все это требует, конечно и определенной воспитательной работы с молодыми родителями. Тогда переход из детского сада в школу с этническим компонентом был бы более естественным и простым. То, что у татар называется «рух» не появляется на пустом месте, это передается через отношение к своей национальности, языку и культуре старшего поколения, окружения, через тонкие материи родовой памяти, внимание к семейной истории, со-творчество по сохранению предметов и фотографий. Детям можно многое передать в игровой форме, тогда к школьному возрасту у них не будет жесткого сопротивления против чего-то, связанного с национальным образованием (при поддержке этого процесса родителями, разумеется).
Для школьников, особенно подростков, важно группироваться вокруг лидера, и вот таких лидеров необходимо выявлять, вкладывать время и силы в их развитие, предполагая, что именно они вырастут в общественных и государственных деятелей, за которыми пойдут уже взрослые люди. Острая проблема нехватки кадров может свести на нет все сегодняшние усилия по реализации принятых правительством РТ, руководством ВКТ и Милли Шура законов и стратегий. Будущие Шаймиевы, Миннихановы, Шайхразиевы и Тагировы учатся сейчас в школе, но не потеряем ли мы их, позволив полностью ассимилироваться в русскоязычном социуме, если они не получат поддержки и участия в больших национальных проектах уже сегодня.
Съезд учителей проходит накануне серьезной даты – 30-летия ВКТ. В ВКТ деятельность, направленная на привлечение к своим проектам молодежи, налажена хорошо. Организация и замечательные сотрудники ВКТ за эти годы сделали много важной и необходимой работы, и все-таки что-то упущено именно в сфере преподавания татарского языка от яслей до ВУЗов. Те, кому сейчас 20-30-40 лет, не говорят на языке. При этом за те же годы, например, в среднеазиатских и кавказских республиках такого не произошло, представители этих народов, общаются между собой на родном языке, никого не стесняясь.
Руководство Национального конгресса татар и тюркских народов ежегодно посещает татарские детские сады и школы в Татарстане, Ульяновской области, других регионах. Недавно побывали в нижнекамской гимназиях №2, казанской гимназии №2, провели презентацию книги «Үз җиремдә үз телем». Школы уникальные, секрет этих школ в продленных группах, дети занимаются в кружках по интересам, общаясь на татарском языке. Дети замечательно выражают свои мысли на родном языке, эти школы на данный момент и есть кладовая будущих национальных кадров, идеологов общественного движения.
Роль воспитателя и учителя в становлении личности ребенка неоценима, и здесь важен голос и мысли каждого мыслящего неравнодушного педагога. Не можем мы обойтись без определенной идеологии воспитания, в процессе которого необходимо вырастить полноценно образованных людей, способных принимать решения, помогать нуждающимся, быть патриотами своей страны. Каждый учитель - это капитан большого корабля, наполненного знаниями, важными навыками, правильными привычками, которые он передает своим ученикам в первом большом плавании под названием «школа». Понимая первостепенность образования, Национальный конгресс татар и тюркских народов, в течение года опрашивал татар разных регионов, собирая их мнения и предложения по вопросам сохранения татарского языка и национальной идентичности. По итогам такого опроса был составлен список необходимых действий и шагов, некоторые из которых будут уместны в качестве дополнения к принятой на съезде учителей резолюции.
1. Поддержка от государства частных детских садов и школ. Здесь много вариантов поддержки: сокращение налогов, компенсация аренды помещений, предоставление помещений при администрациях города, канцелярские товары, учебники. Список задач в образовательной системе, требующих решения, внушительный, их решение требует привлечения предпринимателей. Со времен Российской Империи у всех народов были свои меценаты, благодаря которым рос уровень образования и культуры обычных людей.
2. Подготовка идеологов для работы в регионах. Это могут быть психологи, методисты, социологи, умеющие хорошо и интересно выступать в образовательных учреждениях и проводить курсы и тренинги для преподавателей или родителей.Порой одна интересная лекция может переформатировать отношение человека к чему-либо, заставить размышлять, побудить к новым действиям. Стоит использовать навыки и наработки разных специалистов, чтобы порой опосредованно привлечь внимание к необходимости изучать родной язык.
3. Конкурсы творческих проектов, направленных на привлечение к изучению родного языка как детей, так и взрослых. Детские сады и школы могут несколько раз в году проводить мероприятия, в которых необходимо показать себя, свою семью именно как представителей той или иной национальности, в данном случае татар. История своего рода или его представителей, семейные истории и реликвии, прикладное искусство, рассказы о предметах быта, и т.д.
4. Создание обучающих факультативов в школах с этно-компонентом, где старшеклассники могут развивать лидерские качества и ораторское искусство, школа может стать кладовой кадров, будущих управленцев, государственных деятелей, дипломатов. Все дети сейчас изучают иностранные языки, можно вплести родной язык как сокровище, с помощью которого можно освоить еще несколько похожих, добавить культурные особенности, провести школьные варианты-аналоги заседаний «большой восьмерки», ООН, ВОЗ, вывести мышление детей на уровень, где они поиграют во взрослых руководителей. Есть примеры, когда старшеклассникам давали право руководить школой в течение одного дня, можно добавить к этому условие: полностью перейти на один день на татарский язык. Наверняка подобные проекты существуют, их можно перевести в республиканскую, федеральную соревнование-игру.
5. Татарская общественная жизнь в средних и высших учебных заведениях, собственные сайты, журналы, клубы, радио, видео-каналы. Такая деятельность всегда интересная детям, и она практикуется на русском языке, можно найти мотивирующие способы развить их на родном языке, показав важность, например, приглашая на крупные каналы.
6. Привлечение молодежи, владеющей татарским, к большим государственным проектам в Татарстане и других регионах. Здесь польза очевидна. Этот пункт становится продолжением предыдущих, решением кадрового вопроса, который станет большой проблемой уже в самое ближайшее время.
7. Татарские лингвистические детские и подростковые лагеря по всей России, можно сделать такие лагеря тюрко-лингвистическими для привлечения большего внимания. Воссоздание передвижного татарского театра с репертуаром из лучших произведений татарской драматургии для детей и взрослых.
Есть еще три аспекта, без которых образование и воспитание будут не совсем полноценными. Благотворительность, наставничество и духовность. Первое совершенно необходимо, чтобы с самого детства научить детей видеть людей, ситуации, где нужна помощь. Волонтерские проекты сейчас набирают обороты, и молодежь охотно в них участвует, получая опыт бескорыстной помощи и взаимодействия с самыми разными людьми. Нуждающихся вокруг достаточно, а в сегодняшних условиях будет еще больше. Способность отдавать пусть самую скромную сумму на благотворительность, обращать внимание на проблемы окружающего мира развивают эмпатию, эмоциональный интеллект, формируют правильные приоритеты. Такие дети вырастут в ответственных взрослых, умеющих принимать решения, исходя из общего, а не только личного блага.
Наставничество не атавизм, а необходимость – поколения отдаляются друг от друга, важный личностный и профессиональный опыт не передается. Есть западные страны, которые отлично переняли систему наставничества, которая успешно работала в Советском Союзе. При общении с опытными педагогами становится понятно: многое из того советского опыта хотелось бы вернуть и внедрить с учетом новых реалий – зачем отказываться от того, что хорошо работает? То же самое можно сказать и о связи образовательных учреждений с общественными организациями – все социальные институты работают на одну цель. Национальный конгресс татар и тюркских народов в работе с молодежью занимается всеми сферами жизни, формирующими здоровую, развитую личность: клубы по интересам, культурно-просветительские лекции и мероприятия, встречи с представителями духовенства, спортивные состязания, музыкальные вечера, интеллектуальные игры. Все это – способы привлечь к красоте родного языка и традиций, вызвать интерес и любовь к своим корням, желание что-то сделать, чтобы не потерять переданные предками культурные богатства. В связке с детсадами, школами, колледжами, ВУЗами все это работало бы в несколько раз лучше и эффективнее.
Духовность как понятие, как необходимость, наконец, входит в пространство обычной жизни. Собственно, только духовные, душевные качества, которые впитываются ребенком в семье и затем в детском саду и школе, дают ощущение Родины, осознание себя как части этого малого и большого пространства. Рождение в своей культуре со всеми национальными компонентами как язык, мамины колыбельные, традиционные черты быта и повседневной жизни, религиозные каноны, психологические особенности этноса, вовлеченность в свою культуру, близость к своим корням – вот рецепт патриота своей страны, своей Родины. Многонациональность – это безусловное преимущество, способность обучаться на родном и русском языках обогащает мышление, развивает творческий потенциал, открывает большие возможности. Без духовности будущего нет ни у человека, ни у народа, ни у страны.
Для успешного развития и движения вперед полезно обратиться к опыту прошлого, изучить его, переработать, внедрить с учетом нового времени и условий. Например, серьезный опыт работы в этом направлении есть у Энгеля Наваповича Фаттахова, есть его программа, стоящая изучения. Еще один бывший министр образования РТ Харисов Фарис Фахразович также глубоко изучал проблемы школьного образования, в том числе, обращал внимание общества на состояние здоровья учащихся. Сегодня в команде Ильсура Метшина есть такие замечательные кадры с большим потенциалом как Гузель Сагитова, многие видят в ней человека, способного структурировать и реализовывать проекты на государственном уровне. Если такие молодые и квалифицированные кадры объединятся с опытными профессионалами в области образования, специалистами и учителями, то многие проблемы можно будет постепенно решать и получать результаты. Следующий съезд учителей состоится через 4 года, возможно, предстоящие несколько лет станут важнейшими в определении будущего татар как народа.
Лилия Гадель, Национальный конгресс татар и тюркских народов.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Безнең телеграм каналга язылыгыз «Көмеш кыңгырау»
Нет комментариев