Татарский тюбетей
Конспект занятия в подготовительной группе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цели: Воспитывать чувство гордости за свою Республику, за свой народ; воспитывать уважение к народам разных национальностей.
Задачи: Продолжать воспитывать интерес к татарским народным промыслам и желание их изучить. Продолжать учить детей вырезать элементы татарского народного орнамента, закреплять навык вырезания из сложенной пополам бумаги, учить детей располагать элементы на силуэте калфака, развивать творческие способности.
Материалы и оборудование: Кукла в национальной одежде, наборное полотно, мольберт, магнитофон; варианты аппликаций, выполненных на силуэтах калфаков; заготовки для аппликаций: силуэты калфаков ("прямоугольники с закругленными углами с одной стороны«); для узора — цветная бумага; ножницы, кисти, салфетка, клей.
Словарная работа: Калфак, камзол, фартук (алъяпкыч), сапожки (читек).
Предварительная работа: Выставка изделий татарского декоративно- прикладного искусства, женская и мужская татарская национальная одежда.
Содержание организованной деятельности детей:
1. Организационный момент.
Дети стоят по кругу, в центре круга воспитатель- с мячом в руках. Воспи-татель задает вопрос и бросает мяч ребенку, а он ответив на вопрос возвра- щает мяч воспитателю.
— Какое сейчас время года?
— Назови зимние месяцы.
— Какой сегодня день недели?
-Вчера какой день был?
— Завтра какой день будет? и т. д.
— Назови город, в котором ты живешь.
— В какой Республике мы живем?
(Воспитатель приглашает детей к выставке).
2. Рассказ воспитателя на тему «Татарстан- край наш родной».
Ребята, мы с вами живем в Республике Татарстан. Татарстан- республика с развитой промышленностью. Главное богатство нашей республики — это нефть и газ. Из нефти делают бензин, химические продукты, а газом отапливаются наши дома. Природа нашей республики сказочно разнообразна и богата. Самое большое богатство и гордость Татарстана- это его люди. В Татарстане проживают люди разных национальностей: татары, русские, чуваши, украинцы, удмурты, башкиры и другие. Проживая продолжительное время на одной территории, они оказывали друг на друга большое влияние, обогащая язык и культуру. А сейчас, давайте рассмотрим татарские национальные костюмы.
Татарский национальный костюм очень красочен и ярок. Белый, красный, синий, зелёный цвета преобладают в нем. На голову татарские девушки надевали небольшой бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом. Платье всегда широкое, по краю подола оборки. На платье надевали или вышитый фартук, или бархатную безрукавку (камзол). На ноги надевали легкие сапожки, расшитые узорами из цветной кожи (читек). Мужской татарский костюм состоит из светлой рубашки, темного камзола, брюк, маленькой бархатной шапочки (тюбетейки) и кожаных сапог. Татарский национальный костюм расшивается национальным орнаментом- узором, состоящим из цветков и листочков.
3. Татарская народная игра «Тубәтәй».
Дети стоят в кругу. Звучит татарская народная музыка. Каждый ребенок должен надеть на голову тюбетейку и затем передать ее другому игроку. С окончанием музыки ребенок, у которого оказалась тюбетейка, выходит в круг и рассказывает стихотворение, исполняет песню или танцует. Игра повторяется снова.
(Дети садятся на свои места).
4. Аппликация «Украшаем калфак».
Дети, посмотрите, сегодня к вам в гости пришла кукла Айсылу. Она умеет разговаривать. Вот послушайте, что она хочет вам сказать: Здравствуйте! Я живу в самой большой стране в мире- в России. Есть разные страны. Их много. В разных странах живут разные люди. Они отличаются цветом кожи и внешностью. Они говорят на разных языках. У них свои традиции, свои национальные костюмы и платья. И несмотря на все различия, всем людям нужно дружить. Давайте, дружить!
Ребята, обратите внимание, как она красиво одета. Что вы можете сказать о её одежде?
— Она в татарской национальной одежде.
– Правильно, а как вы догадались?
— На ней длинное платье, вышитый фартук (алъяпкыч), сапожки (читек), на голове-калфак. (Названия одежды закрепляются на татарском языке). Воспитатель обращает внимание на головной убор куклы-калфак. Затем рассказывает об особенностях узора, украшающего калфак: «Узор расположен в нижней и верхней части головного убора. Узоры в орнаменте- цветы, расположенные друг за другом; в верхней части — веточка с цветком тюльпана и листьями». Сообщает детям, что они будут украшать калфак. Прежде чем дать детям задание, воспитатель выясняет, какие сочетания цветов использованы в узоре. (На желтом фоне красные и зеленые узоры). Подчеркивает, что при выполнении узора можно украсить нижнюю и верхнюю части, вырезать ветку только для верхней части, а на нижнюю наклеить полоску. Затем показывает прием вырезания цветка и листьев из бумаги, сложенной пополам.
Пальчиковая гимнастика:
— Бу бармак-бабай,
— Бу бармак-әби,
— Бу бармак-әти,
— Бу бармак-әни,
— Бу бармак-нәни бәби,
— Аның исеме-чәнти.
Воспитатель включает спокойную музыку, дети самостоятельно вырезают необходимые детали и выполняют аппликацию.
5. Итог занятия.
Предложить детям ознакомиться работой своих товарищей, выбрать наиболее выразительные и аккуратные. Похвалить тех, кто сумел создать красивую композицию.
МБДОУ № 9 «Салават купере» г. Азнакаево, Гарипова Гульназ Дилшатовна,
Заляева Альбина Рафатовна.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Безнең телеграм каналга язылыгыз «Көмеш кыңгырау»
Нет комментариев