Көмеш кыңгырау

Республика балалар һәм яшүсмерләр газетасы

18+
2024 - Гаилә елы
Тәрбияче почмагы

Потешки – средство развития творческих способностей

Потешки являются эффективным средством развития способности к сочинительству у детей младшего дошкольного возраста.

Важную роль в развитии способности к сочинительству у детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимость, своеобразие потешки очень ценно для детей. Она проникает во все виды деятельности детей.

В настоящее время имеется множество трактовок понятию потешек. И.Г. Минералова считает, что потешки – это стихотворения, произносимые речитативом, забавляющие детей, развлекающие их и одновременно преподающие начальные уроки народной педагогики.

А.К. Бондаренко утверждает, что потешки развлекают и развивают детей, создают у них радостное, весёлое настроение. Также потешки способствуют психическому развитию детей, подготавливают положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего их мира и отражения этого мира в речевой деятельности.

Проанализировав трактовки определения разных авторов, можно сделать вывод, что потешка означает, прежде всего, стихотворение, произносимое речитативом, которое развлекает, забавляет и развивает ребенка, учит понимать речь, выполнять разные движения, благотворно влияет на становление психических процессов, способствует психическому развитию ребенка.

Потешки способствуют разностороннему развитию ребенка. Наиболее ценным для нашего исследования является определение развития, содержащегося в книге «Педагогика» М.Е. Вайндорф‐Сысоева, Л.П. Крившенко, где термин «развитие» трактуется, как процесс количественных, так и качественных изменений в организме человека, психике, интеллектуальной и духовной сферах, который обусловлен влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов».

Далее в своей работе рассмотрим определение «способность к сочинительству», начиная анализ с понятий «способность» и «сочинительство». Под способностями в педагогике понимаются индивидуальные особенности человека, которые являются субъективными условиями успешного выполнения какой‐либо деятельности. Толковый словарь Д.Н. Ушакова предлагает такую трактовку понятия «сочинительство».

«Сочинительство – это фантазирование, а также выдумывание чего‐либо нереального, неестественного» . Проанализировав научную литературу, можно сделать выводы, что способность к сочинительству – это разновидность художественно‐речевого творчества; способность придумывать что‐то новое, неизвестное, умение свободно мыслить.

Основу способности к сочинению потешек составляет взаимосвязь компонентов: хорошо развитая память, а также наблюдательность на образы потешек (персонажей, сюжету); связная, четкая, выразительная речь, ее грамматическое оформление, нужный для сочинения потешек словарный запас; склонность к театрализации, умению выполнять разные движения; умение фантазировать, склонность к выдумыванию.

В ходе развития способности к сочинительству выделяют 4 этапа: 1. Слушание потешки. 2. Повторение потешки. 3. Изменение потешки. 4. Сочинение потешки.

На первом этапе дети слушают потешку, учатся понимать простой сюжет, запоминают потешку, следят, выполняют, повторяют за воспитателем различные движения (например, учатся показывать как мягко, осторожно крадется котик), воспитатель включает детей в игровое действие, у детей появляется эмоциональный интерес, воспитатель должен произносить потешку ритмично, с ласковой интонацией, напевно.

На втором этапе дети приучаются слушать потешку, повторять отдельные слова и словосочетания. Воспитатель побуждает детей пересказывать, повторять потешку. Затем потешку следует повторять с отдельными детьми, выбирая время, когда ребенок ничем не занят. Иногда дети даже могут очень часто повторять одну и ту же потешку, если она им очень сильно понравилась.

На третьем этапе дети изменяют потешку, придумывают начало, продолжение потешки, иногда измененная часть потешки выражает исполнение желания ребенка.
На четвертом этапе дети самостоятельно сочиняют потешку, делают ее по образцу или придумывают что‐то сами.

Когда дети начинают сочинять, они заранее не знают, о чем они будут сочинять. У них нет специально замысла, текст как бы сам изливается из детей.

Сочинять потешки нужно обязательно в игровой форме, с применением каких‐либо движений, игрушек, картин. Для коллективного придумывания потешки применяют прием цепочки. Первый ребенок называет одно слово, а следующий за ним называет другое слово, затем связывает это слово с предыдущим. Продолжают друг за другом, пока не получится потешка. Также для сочинения потешек используют прием придумывания продолжения.
Приведем последовательность фрагментов занятий по сочинению потешки.

1фрагмент. Дети стоят полукругом. Первоначальное слушание потешки «Буратино». Создание настроения, радостной, эмоциональной отзывчивости.

Обучение детей умениям правильно выполнять разные движения во время прочтения, внимательно слушать; понимать простой сюжет.

2фрагмент. Повторное слушание потешки «Буратино». На этом занятии воспитатель побуждает детей внимательно слушать, повторять слова, словосочетания потешки. Дети также выполняют разные движения во время прочтения потешки. Затем повторение потешки групповое и индивидуальное.

3фрагмент. Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит фразу из потешки, а детям нужно изменить какое‐нибудь слово, словосочетание в данной фразе, подходящее по смыслу.
4фрагмент. Дети сидят полукругом. Воспитатель говорит начало фразы из потешки, а детям нужно друг за другом продолжить данную фразу. Или дети также сидят полукругом. Перед ними картинка, на ней изображена девочка, которая моет руки. Дети должны сочинить по этой картинки небольшую потешку.

Уже ранее знакомые известные детям потешки в течение всего года нужно повторять. Повторение должно производиться в зависимости от каких‐либо жизненных ситуаций (при плетении косы у девочки уместно вспомнить потешку «Расти, коса, до пояса»). Воспитатель обязательно должен быть готов, чтобы при нужном, удобном случае прочитать ребенку потешку. Ребята их очень легко запоминают, в результате чего пополняется их речь. Известно, что художники, прежде чем писать свои картину, они копируют ранее известные им. Музыканты тоже прослушивают произведения других музыкантов. Также и дети, прежде чем сочинить потешку самим, они должны прослушать много других потешек.

Проанализировав научную литературу, можно сделать выводы, что потешки являются эффективным средством развития способности к сочинительству у детей младшего дошкольного возраста.

Афандиева Лилия Малиховна, город Лениногорск, детский сад №20.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Безнең телеграм каналга язылыгыз «Көмеш кыңгырау»


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев