Көмеш кыңгырау

Республика балалар һәм яшүсмерләр газетасы

16+
2024 - Гаилә елы
Ил яңалыклары

Благородные грёзы: о чем мечтают школьники Нижнекамска

В честь 25-летия штаба татар Москвы Рустэм Ямалеев задумал посетить 25 школ в Татарстане, а также в городах, где есть места компактного проживания татар.

Многие взрослые почему-то считают, что современная жизнь, в которой все погружены в заботы сугубо о материальном, отражается и на детских грезах. Нынешние школьники повально мечтают только об айфонах, игровых приставках и легкой обеспеченной жизни. Но это большое заблуждение. В честь 25-летия штаба татар Москвы президент Национального конгресса татар и тюркских народов Рустэм Ямалеев задумал посетить 25 школ в Татарстане, а также в городах, где есть места компактного проживания татар – Челябинске, Магнитогорске, Екатеринбурге и других. Все его душевные чаяния и думы связаны с проблемами изучения в образовательных учреждениях национальных языков, культуры, традиций. По его мнению, пришло время подумать о тех, кому принадлежит будущее нашей многонациональной страны и региона, и дать слово детям и юношеству. О чем они мечтают? Какие заветные желания и устремления живут в их сердцах и умах? Об этом они расскажут сами.

Амина, ученица нижнекамского лицея №14:

- В нашем лицее готовят школьников к работе в МВД. Уже с 5 класса мы ходим в форме, каждое утро у нас бывают построения. У нас строгая дисциплина. После окончания школы каждый сможет поступить в выбранные вузысиловых ведомств. У нас очень хорошие учителя. Они многое знают и эти знания передают нам. У нас организуют поездки в разные страны. За последние несколько лет мы побывали в Скандинавии, в Европе и в Санкт-Петербург. 

Моя мечта, чтобы комнату по делам несовершеннолетних вообще закрыли. Заколотили большими гвоздями. Потому что у детей не должно быть правонарушений. Это неправильно. Когда я стану инспектором по делам несовершеннолетних, буду работать с каждой неблагополучной семьей. И добьюсь, чтобы правонарушений у детей в моем районе никогда не было. До каждого человека можно достучаться добрым словом.

Артур, семиклассник нижнекамского лицея №14:

- Человек, стоящий на страже закона, несет большую ответственность. Он должен смотреть и за тем, правильно ли машины паркуют во дворе, и обиженную бабушку защитить, и преступника поймать. Настоящий полицейский не сможет пройти мимо любой несправедливости, он должен помочь в беде, у него должно быть желание помогать людям. У меня есть желаниепомогать людям. Работа полицейского таит много трудностей и опасностей. И это еще больше привлекает меня. А какой испытываешь  восторг, когда удается эту опасность предупредить! 

Амир, нижнекамская школа №36:

- Наша школа большая. Мы учимся в две смены. Тех, кто хорошо учится, принимает участие в мероприятиях, общественной жизни школы, в спортивных соревнованиях, принимают в табеевцы. Меня тоже приняли. Теперь на груди я ношу значок. Почему табеевцы? Потому что наша школа находится на улице Табеева. Это был большой руководитель в Татарстане. Он многое сделал для Нижнекамска. У нас создали музей Табеева и спортивные соревнования в чего честь. Думаю, если бы он был жив, он бы гордился нами. Я мечтаю стать депутатом и войти вжурнал «Форбс», чтобы помогать людям разных национальностей. У меня мама по национальности чувашка, а отец – татарин. Я и чувашский понимаю, и татарский. Если бы я стал депутатом, я бы сделал так, чтобы все изучали и чувашский, и татарский языки. 

Лейсан, шестиклассница нижнекамской школы №36:

- У нас в Нижнекамске на проспекте Мира находится четыре школы. А я хочу, чтоб была одна для всех, но высотой в 15 этажей. И чтобы из окон был виден весь город. Хочу, чтобы ребята из других школ, тоже стали табеевцами, тогда они будут хорошо учиться и станут в жизни хорошими людьми. 

Григорий, ученик лицея-интерната физико-математического профиля №24 Нижнекамска

- Я люблю математику и физику. Хочу стать ученым. Моя мечта – совершить какое-нибудь открытие, чтобы оно прославило меня и мой город Нижнекамск. А еще я хорошо понимаю татарский язык и стараюсь говорить на нем. 

Мадина, ученица 5 класса лицея-интерната физико-математического профиля №24 Нижнекамска:

- Я понимаю по-татарски, но не очень хорошо говорю. Раньше я ездила в деревню к бабушке. Она учила меня пословицам и поговоркам. Учила писать, много читала сказок и стихов. Мы проводили с ней много времени вместе. Я очень люблю свою абийку, и она меня любила. Но недавно бабушка умерла.  И она не успела доучить меняприлагательным и глаголам. Сейчас в деревне дом пустой,там никто не живет, мне ехать не к кому. 

Рания, татарская гимназия №1 им. Мусы Джалиля в Нижнекамске:

- В нашей гимназии все девочки ходят в хиджабах. Учителя учат нас не только разным предметам, но и тому, как быть хорошей дочерью, супругой, мамой. Я мечтаю, чтоб у меня было двое детей. И сама буду воспитывать их достойными людьми, в лучших мусульманских традициях. К сожалению, у нас не все так делают. Многие татары не ходят в мечеть, не читают намаз, не знают свой язык. Хотя в других странах мусульмане, даже живя не на исторической родине, могут посещать мечети. И их много. Я читала в интернете, что в Париже 500 мечетей, в Лондоне – 700, в Берлине – 350. А в Москве – всего пять или шесть и 100 молельных домов.

Карим, татарская гимназия №1 им. Мусы Джалиля в Нижнекамске:

- Я мечтаю жить в таком поселке, где с утра все жители идут на намаз, на ифтар, где все слышат азан, где действовали бы законы Шариата. Хочу, чтобы у каждогобыла большая счастливая семья, где много детей. Чтоб дети учились исламу, были глубоко верующими. Чтобы всей деревней отмечали бы мусульманские праздники.  

Николай, ученик 5 класса школы-интерната №34 (чувашская школа):

- Раньше  мы ездили в школу на школьном автобусе. Каждое утро он приезжал к нашей остановке. И мы все весело доезжали до нее. По пути рассказывали друг другу о том, как делали домашнее задание, во что играли, что видели в интернете. Но теперь этого автобуса нет, и нам приходится добираться до школы на обычных автобусах. Поэтому я мечтаю, чтобы у нашей школы был вертолет. Если бы я был летчиком, я бы всех одноклассников привозил к школе на нем. А потом я стал бы космонавтом, как чувашский космонавт Андриян Николаев.  Я много читал про него. Он первый, кто во время полета в космосе отстегнулся от кресла. Я хочу быть похожим на Николаева.

София, ученица 5 класса школы-интерната №34 (чувашская школа):

- Я хочу заработать много денег, чтобы путешествовать по всему миру. Мне нравится летать в самолетах, нравится купаться в море. А потом, когда я побываю во всех странах мира, я напишу большое сочинение, чтобы другие люди тоже могли ездить везде. А мои записки бы им помогали – куда можно ехать, а куда нет. 

 

Глава Штаба татар Рустэм Ямалеев после общения с нижнекамскими школьниками был поражен не только детской искренности и непосредственности, но и тому, как мудро рассуждают дети, какой у них широкий кругозор, глубокие знания и взрослый взгляд на жизнь. Он рассказал детям и педагогам о деятельности Национального конгресса татар, провел презентацию изданной штабом книги «Уз жиремдэ – уз телем». Гимназии №2 им. Шамиля Усманова в Казани подарил баян для репетиций в музыкальном кружке. 

Общественник считает, что каждое учебное заведение, где он побывал, особенное. Так, в татарской гимназии №1создан уникальный краеведческий музей со множеством ценных экспонатов. Несмотря на то, что зданию 30 лет, и все находится в ожидании ремонта, руководство учреждения делает все возможное, чтобы дети здесь смогли получать знания на родном татарском языке. Это единственная татарская гимназия в республике, где учится полторы тысячи человек. Все остальные национальные гимназии малокомплектные – максимум на 600-700 учеников. Мечта руководства, чтобы рядом со школой построили мечеть и мэдрэсэ, чтобы выпускники школы могли продолжать там обучение. 

В другой татарской гимназии работают группы продленного дня, где дети находятся до 20 часов. В этих группах они занимаются вокалом, музыкой, танцами. Для школьников организовано большое  разнообразие кружков на любой вкус и талант. Благодаря «продленке» ребята могут без отрыва от учебного процесса получить дополнительное образование, а родители не будут бояться, что на их ребенка «окажет влияние улица».

Уникальна и табеевская школа №36. Она очень перегружена – в ней в две смены учатся 1800 человек. Во время перемен она похожа на гудящий улей. В детей всю душу вкладывают и преподаватели, и руководство. Табеевское движение очень мощное, вполне соответствует могучей личности ФикрятаТабеева, благодаря которому был построен Камский автозавод, город Набережные Челны и Нижнекамск. 

Достижений у каждой школы великое множество. Но и проблем немало. Особенно там, где стараются развивать обучение на родном языке. Многие родители-татары хотят, чтоб их дети вместо татарского языка учили русский. Ноесть и немало русских семей, которые желают, чтоб их дети знали разговорный татарский. И если в татарской среде эта дилемма худо-бедно решается, то чувашская школа в Нижнекамске чуть ли не единственная в России, потому и довозил до нее детей со всего города лишь один автобус.  Но и того теперь нет. 

Радует, что дети в национальных школах мотивированы, религиозны, обогащаются духовно, помнят о своих корнях, почитают предков, уважают старших, мечтают о национальном благосостоянии  – каждый по-своему, по-детски. Через эти мечты мы сможем сохранить национальные языки, традиции, культуру. Ведь, если задуматься, каждый год в мире исчезает 30 языков вместе с их носителями. Многие языки теперь можно записывать в «красную книгу», как редкие животные и растения. Но того, чтобы в этой книге оказались национальные языки российских народов, допустить никак нельзя. 

«Я хочу, чтобы у нас в национальных школах дети мечтали о больших планах. Им принадлежит наше будущее. Через 20-30 лет они будут главными идеологами татарского, башкирского и других национальных языков. Мы хотим стать их проводниками во взрослый мир, оказать помощь при поступлении в вузы, особенно по национальному движению. Мы разглядели в них и будущего Минниханова, и будущего Шаймиева, а может быть и будущего Путина. Великие люди заметны уже в детстве. И мы должны сделать все возможное, чтобы их талант не пропал, не был зарыт в землю, чтобы они развивались, достигали всё больших вершин, чтобы достойное место заняли в будущем нашей России», - отметил Рустэм Ямалеев.

 

Пресс-центр Национального конгресса татар

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Безнең телеграм каналга язылыгыз «Көмеш кыңгырау»


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев